Русское географическое общество
Московский центр
  

Куда исчезли сокровища Радзивиллов?

Ю.П. Супруненко (Доклад на выездном заседании Комиссии рекреационной географии и туризма, 22-23.09.2007)

Вобрав в себя владения угасших ветвей и умножив их многочисленными браками с влиятельными родами Речи Посполитой и с правящими домами Западной Европы, несвижские Радзивиллы стали к середине XVIII столетия обладателями воистину необозримых богатств и всевозможных титулов. Кажется не сыскать было в Великом Княжестве Литовском ни одной сколько-нибудь значимой и заметной должности, которую бы они не занимали. Уж не говоря о высших чинах. Были среди них канцлеры, гетманы, маршалы, воеводы, епископы… Из их рода вышло более 40 сенаторов - больше, чем из любого другого знаменитого рода Речи Посполитой. В государстве они ощущали себя независимыми монархами. И вели себя соответственно. Решения короля или сейма, казалось, их не касались. Их мало заботило благосостояние государства, ибо беспокоились они прежде всего о своей семье, надеясь на себя и на помощь Бога.

Некоронованные короли… И это не просто слова. Вчитаемся в один из документов комиссии, созданной по распоряжению российского императора Александра I после войны 1812 года для устройства имущественных дел Радзивиллов (известно, что один из представителей их рода выступил на стороне Наполеона): "…коммерция и промышленность одушевляли многочисленные города Радзивиллов. Фабрики суконные, персидских поясов, шелковых материй, заводы стеклянные, зеркальные, железные, медные приходили в совершенство и приносили большие доходы. Одни огромные леса их, оберегаемые веками, заключали в себе неисчерпаемые богатства. Крепости их - Слуцк, Несвиж, Биржи, Жолкев - наполнены были войсками и припасами военными. Многочисленные их дворцы представляли весь тогдашнего времени избыток. Наконец, фамильные сокровища удивляли количеством и превосходили ценностью сокровища многих удельных князей"

Было что-то монархическое в несвижском имении Радзивилловского дома. Двенадцать больших залов дворца украшали королевская мебель, редкие персидские ковры, полотна именитых художников, великолепные коллекции хрусталя, оружия, монет и медалей. В замке находилась библиотека из двадцати тысяч томов и архив Великого княжества Литовского. На пирах собиралась почти вся Литва. Во дворце имелся театр, оркестр, милиция… Охотников было такое множество, что даже мало кто из королей имел столько гайдамаков и казаков.

Трудно сказать, чего в свидетельствах, разбросанных в исторических трудах и мемуарах, больше - беспристрастной констатации фактов, или раболепного восхищения, доходящего до подобострастия, или же, наконец, простой человеческой зависти к баловням судьбы. В любом случае документы рисуют нам редчайший по своей живучести социальный феномен. Несвижская ординация Радзивиллов пережила не одно государство: Великое княжество Литовское, Речь Посполитую, Российскую империю. Неистребимый майорат был погребен лишь под обломками II Речи Посполитой Польской.

Особую гордость Радзивиллов в Несвиже составляли фигуры двенадцати апостолов, привезенные из Константинополя. В рост человека, они были отлиты из золота и серебра. Хранились скульптуры в тайном "скарбце" (хранилище), располагавшемся в замковых подземельях. Путь в это хранилище был известен лишь князю и его доверенному слуге, чаще всего эконому. Демонстрировали Радзивиллы свои сокровища лишь наиболее знатным гостям.

Замок Радзивиллов в НесвижеРезиденция магнатов Радзивиллов в Несвиже, несмотря на красоту и величественность, представляла собой настоящую средневековую непреступную крепость. Построил ее в 80-е годы XVI века итальянский архитектор Джованни Бернардони. Дворец Радзивиллов защищали не только крепостные стены и башни. Благодаря сооруженным каналом и системам прудов замок был окружен водой со всех сторон. Позаботился Бернардони и о многочисленных подземных тайниках и тайных ходах, ведущих из дворца. Один из них, по преданию, соединял замок с несвижским иезуитским костелом, в подземельях которого нашли упокоение останки Радзивиллов.

Бьющей через край роскошью дышали интерьеры замка. Из главного вестибюля с широкой трехмаршевой лестницей, украшенной фресками на тему воинских триумфов, начиналась череда парадных залов и галерей. В Несвижской художественно оформленной цитадели было 365 комнат - столько же, сколько дней в году. Причем, отдельные залы назывались: золотой, бриллиантовый, серебряный, мраморный - поскольку декор их был из этих самых металлов и камней. Мастерски подобранные по цвету и фактуре строительные материалы оттеняли и подчеркивали красоту творений искусства, наполнявших княжеские чертоги.

Мирский замокВо время войны со шведами Невижский замок и расположенный рядом с ним также принадлежавший семье Радзивиллов Мирский - оказались в центре военных и политических событий. В 1655 году Мирский замок был захвачен казачьими отрядами запорожского атамана Золотаренко, воевавшего на стороне России. В том же году объект берут штурмом шведы, которых привел сюда Богуслав. В 1656 году наступает перемирие; Россия и Польша вместе вступают в войну со Швецией. Над Мирским замком снова сгущаются тучи. Он становится жертвой междоусобиц польской шляхты, разделившейся во время войны на два лагеря: прошведский и пропольский. В 1705 году шведы вторично, уже с особой жестокостью, берут штурмом замок и сжигают его.

В начале XIX века Невижским и Мирским замками владел Доминик Радзивилл. Мечтая о возрождении Речи Посполитой, Доминик с радостью встретил солдат Наполеона. Сформировав пятитысячный корпус из шляхтичей, он отправился в поход на Москву. Возвращение в Несвиж было бесславным. Приказав эконому эвакуировать самое ценное, Радзивилл уехал в Вильно, современный Вильнюс. Согласно существующим преданиям, эконом не успел ничего вывезти из Несвижа, поскольку город и замок были стремительно заняты русскими войсками. Несметные сокровища Радзивилллов, в том числе и статуи 12 апостолов, эконом успел спрятать в "скарбец" и сумел взорвать подземный ход, ведущий в него. Но преданность хозяину погубила эконома: его повесили во дворе замка. А сам князь Доминик вскоре был тяжело ранен во время боя. В беспамятстве его перевезли в Париж, где он и скончался, не успев раскрыть тайну нахождения "скарбца". На Доминике преравалась несвижская линия Радзивиллов. А ведь экономическое могущество всей династии прирастало, прежде всего, именно по этой линии - к ней по воле провидения стекалась собственность отмиравших на генеалогическом древе Радзивиллов ветвей. Сокровища знатного рода безуспешно искали в 1812, 1915, 1939 годах, и ищут по сей день.

По одной из легенд, княжеский клад находится в огромном тоннеле, длиной более 35 километров, который в XVII столетии соединял два замка Радзивиллов - Несвижский и Мирский. Мирский замок действительно имел подземные тайники. Известно, что ход, начинавшийся под северо-западной башней, тянулся на полтора километра. В разные времена находили вокруг Миры фрагменты других подземных галерей. Подтверждением того, что сокровища спрятаны именно в этом замке, "специалисты" по поискам кладов считают регулярное появление в замке привидения князя Доминика, охраняющее спрятанные им когда-то драгоценности.

По другой версии, хранилище радзивилловских сокровищ расположено в Несвиже, под самим дворцом или галереями, прилегающими к нему, а может быть, и под замковым двором. В 1997-2000 годах реставраторы замка, действительно, открыли подземный ход высотой 1,8 и шириной 1,2 метра. И он хорошо сохранился. Потайным ходом, устроенном в валу, можно выйти за пределы замка. Исследуемые сейчас подземные лабиринты строились уже в XVI веке, и, как знать, что ожидает специалистов в их поисках. Ведь сколько высказано диковинных гипотез только по поводу места захоронения знаменитой сокровищницы Радзивиллов, славившейся, помимо всего прочего, фигурами апостолов, которые по воле различных рассказчиков предстают в описаниях то серебряными, то золотыми с глазами из драгоценных камней… Гипотезы гипотезами, а из инвентарных книг хорошо известно, что подземные ходы связывали замок с городскими монастырями, в валах оборудовались подсобные помещения, склады, конюшня.

Фарный костелПредположительно, подземные ходы идут и в близлежащий иезуитский костел, в подвалах которого расположен династический склеп. Какие бы славные дела не совершались при жизни, никто не рыцарь перед лицом смерти… Под зданием идут подземелья и склепы со сводами. Там в волшебном полумраке при могильной тишине тлеют кости князей Радзивиллов в богатых гробницах. Всех гробов находится здесь до 80 больших и несколько малых, детских.

Путешественник, попавший в усыпальницу в конце XIX века, замечал в наивно-патетическом тоне, предвидя события Страшного суда: "Гробовая тишина владеет в этом подземном царстве смерти, где тлеют в течение нескольких веков останки целых поколений, тлеют, пока труба Архангела не вызовет их из гробниц. Тогда они толпою, числом до ста, выйдут из этих подземелий, чтобы дать ответ, как каждый из них жил, на какие добрые или злые дела употреблял те громадные средства, значение и влияние, которые в его распоряжении дала судьба".

Захоронения в усыпальнице продолжались до сентября 1939 года, пока последние титулованные владельцы Несвижа не покинули его, как казалось - навсегда. Унося с собой все тайны замка, скарбниц-схронов, легендарных подземных ходов и лабиринтов. И вот совсем недавно к 71 саркофагу добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в феврале 1999 года. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. И его семья выполнила последнюю волю умершего.

Как знать, может быть, традиция, прерванная на 60 лет, вновь возродится. А с нею, возможно, приоткроются какие-то неизвестные страницы истории всей усадьбы, ее верхних и нижних "миров". Ведь не лишне упомянуть, что несвижская усыпальница Радзивиллов - единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и испанским Эль Эскориалом Филиппа II.

Наша экскурсия подходила к дворцово-замковой резиденции Радзивиллов уже в сумерках. Вход на территорию замка предваряли ворота, украшенные радзивилловским вензелем и его же витым зеркальным отражением. А также гербом: орел, на груди которого щит с тремя рожками. Прильнувшие к владельцам Несвижа в XVI веке иезуиты породили в угоду магнатам ряд панегирических легенд о происхождении рода. Голос экскурсовода уводил в седую старину… Откуда такая фамилия? Лиздейко, верховный жрец в языческой Литве посоветовал (по-белорусски - радзiў) великому князю Гедимину заложить столицу княжества Вильню на том месте, где ему приснился вещий сон о рычащем железном волке. От этого "радзiў Вильню" якобы и стали потом именовать потомков Лиздейки Радзивиллами. За расшифровку сна князь щедро отблагодарил жреца - приказал отмерить ему земельный надел по звуку охотничьего рога - так появились в гербе Радзивиллов три рожка. В дальнейшем земли у этой династии собралось в разных краях больше, чем занимает нынешняя Литва.

Сумерки сгущались, над Замковым прудом выплыла луна. В полумраке липовой аллеи легко было представить себе героев, населявших некогда замок. А также вообразить их привидения, согласно преданиям, охраняющим по сию пору покой и тайны здешних мест, сокровища Радзивиллов. К примеру, как темными ночами по коридорам дворца бродит Черная Дама. Это дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Жигимонта Августа. Красавица и одна из наиболее образованных женщин того времени, королева слыла одновременно "великой блудницей". Легенда Несвижского замка гласит, что у Барбары было 38 официально известных любовников! По преданию, Барбара Радзивилл была отравлена матерью короля, которая люто ненавидела свою невестку. Король продолжал безумно любить свою жену даже и пытался вызвать ее дух после смерти. Когда призрак все же явился ему в Несвижском замке, король не удержался и обнял дорогое видение, что ему было строжайше запрещено. С тех пор привидение не может покинуть пределы замка и в наказание за грехи вынуждено вечно скитаться по его коридорам, пугая отдыхающих среди этих древних стен, где долгое время располагался санаторий ЦК КПСС, стонами, скрипами и таинственными шорохами.

Охраняли богатства Радзивиллов и сами вещи с мистической аурой. Существует предание о зловещем влиянии на людей картины Тициана "Кумская сивилла" - одном из ценнейших экспонатов в коллекции знатного рода.

В конце XVIII века в тихом и уютном Несвижском замке оказалась сиротка, племянница Радзивиллов - будущая графиня Агнесса Ланскаронская. Малышка была поражена богатым убранством покоев, но особенно ей нравилось смотреть на полотно Тициана, изображавшее удивительной красоты женщину с волосами цвета граната, со жгучими темными глазами и призывной улыбкой. Девочке померещилось, что красавица с картины хочет ей что-то сказать. Но только наедине. Она и пришла ночью к полотну с одной свечой в руке. Но при взгляде на незнакомку ей что-то почудилось, она сильно закричала от страха и потеряла сознание. Сбежалась прислуга, но девочка так ничего никому и не сказала, что ее довело до обморока.

Впоследствии маленькую графиню только за руку можно было привести в парадный зал. Но ее тут же начинала бить дрожь, а на глазах выступали слезы. И она, вырываясь от гувернантки, убегала в свою комнату. Никакие уговоры и наказания не могли заставить ее вернуться в зал. О причине своих страхов он так никому и не сказала.

Прошли годы. Подросток превратился в прелестную красавицу. К ней посватался молодой человек, желавший породниться с богатейшим и знатнейшим семейством. Собрались гости. Но в том самом парадном зале, где висела зловещая картина, невеста все не появлялась. Агнесса объясняла, что смущается множества незнакомых людей. Княгиня Радзивилл все же внушила ей, что нужно взять себя в руки - ведь она принадлежит к славному и знатному роду! Затаив свои детские страхи, невеста все же вышла к гостям в столовую. Шло непринужденное веселье. Но вот хозяин замка взял ее за руку и повел мимо дверей парадного зала. Он буквально втолкнул ее внутрь и запер дверь. Ему казалось, что так он избавит ее от навязчивых страхов. Девушка молила его выпустить, но тщетно. Тогда из-за дверей раздался серьезный голос Агнессы: "Неужели вы не понимаете, что сивилла с картины напророчила мне гибель?!" Княгиня приказала мужу тут же открыть дверь. Радзивиллы вбежали в зал. Но было уже поздно. В тот же момент раздался страшный грохот. Картина упала со стены и раскроила череп графини Ланскаронской. Сама же "Кумская сивилла" ничуть не пострадала. Роковые глаза с картины будто говорили: я же посылала вам сигналы, почему вы меня не послушали? Может быть, пророчица с полотна Тициана таким жестоким образом пыталась удержать богатства Радзивиллов от распыления по многочисленным наследникам?

[an error occurred while processing this directive]